Взаимодействие модных домов и театральных постановок, особенно оперных и балетных, – явление закономерное. Сценические костюмы должны не только впечатлять зрителя, но и обеспечивать свободу движений артистам.
Многие известные дизайнеры сотрудничали с театрами. Например, Миучча Прада создала костюмы для оперы "Аттила" в Metropolitan Opera, где представила варваров в золотых шелковых нарядах и искусственном мехе, контрастируя с элегантными римлянами, чьи одеяния отсылали к коллекции Prada осень-зима 2009.
Модный дом Missoni разработал костюмы для "Лючии ди Ламмермур" в La Scala, одев хор в клетчатые плащи, а для главной героини создав три разных образа, включая вязаную плиссированную тунику из одной из коллекций. После этого Оттавио Миссони усомнился в возможности повторного сотрудничества с театром.
Александр Маккуин создал костюмы для оперы Робера Лепажа "Эоннагата", вдохновляясь японским театром кабуки. Он использовал светящийся шелк, веера, сложные драпировки, корсеты и кринолины, чтобы передать атмосферу XVIII века.
Историк моды Александр Васильев, работавший над декорациями для французских театров, создал костюмы для постановки "Товарищ" в Эрмитажном театре, используя свою коллекцию исторической одежды.
Ив Сен-Лоран известен своим плодотворным сотрудничеством с балетом, особенно с Роланом Пети. Их первой совместной работой стал балет "Сирано де Бержерак" (1959). Дизайнер также работал с труппой Мадлен Рено и Жана-Луи Барро, создавая костюмы для многих их спектаклей.
Эскизы восточных костюмов Сен-Лорана вдохновлены работами Льва Бакста, хотя критики отмечали их холодность и вычурность. Он смело сочетал исторические, современные и цирковые элементы, создавая яркие и запоминающиеся образы.
Для балета "Собор Парижской Богоматери" кордебалет был одет в цвета витражей собора, а Эсмеральда появилась на сцене в мини, что вызвало шок у парижской публики. Балет "Гибель Розы", созданный специально для Майи Плисецкой, вдохновлен работами Льва Бакста и Александра Бенуа, с использованием мягких тканей и легкого шелка для облегчения движений.
Не можешь определиться, какие танцы выбрать новичку? В нашей школе большой выбор танцевальных направлений и стилей. Скорее записывайся на пробное занятие!
Одной из первых работ Giorgio Armani для оперы стала монодрама "Ожидание" для La Scala (1980-81). В 1995 году, для оперы Моцарта "Так поступают все" в Kovent Garden, режиссер Джонатан Миллер предложил Armani предоставить новую коллекцию бесплатно, чтобы создать современные и элегантные костюмы.
Для сестер-протагонисток были созданы жемчужно-розовый и голубой креповые брючные костюмы и воздушные юбки, а для мужчин, уходящих на войну, – голубые береты в албанском стиле. Однако, исполнительница главной роли Аманда Рукрофт предпочла бы более подходящий для роли костюм. Со временем, когда театр перестал использовать коллекцию Armani, режиссер перешел на костюмы из магазинов Marks&Spencer.
Путь Christian Lacroix начался с костюмов для театра и балета. Для "Драгоценностей" Баланчина он выступил не только как художник по костюмам, но и как оформитель сцены. Его первой оперой стала "Кармен" (1989), где платье Кармен было сделано из огненного фая с бархатным поясом и золотым кружевом.
С тех пор он регулярно создавал оперные костюмы, включая "Дидон и Энея", "Теодора", "Дон Джованни" и многие другие, часто сотрудничая с дирижёром Рене Якобсом и режиссёром Венсаном Буссаром. Для оперы "Дон Джованни" (2006-2007) Лакруа создал костюмы, олицетворяющие XVIII век, но при этом выглядящие достаточно современно.
В 1982-83 годах Gianni Versace предложили создать костюмы для балета "Легенда об Иосифе", но из-за нехватки времени он просто использовал свою зимнюю коллекцию. В 1984 году началось его сотрудничество с Морисом Бежаром, которое вылилось в дружбу. Для балета "Дионис" он соединил в костюмах Грецию и Германию, отказавшись от использования готовых коллекций.
Самое известное его платье – "Матрешка" – было создано для совместной постановки Кировского театра и танцовщиков Мориса Бежара. Versace передал общее ощущение русского национального костюма, используя разнообразные ткани, но несколько перегрузив образ.